ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

 

Что характеризует ребенка 5-6 лет? От чего зависит популярность ребенка в группе? Как реагировать на первый всплеск интереса у ребенка к противоположному полу? Откуда появляются страхи? Читайте в нашей статье.

С 5 лет ребенок вступает в старший дошкольный возраст, а это начало активной подготовки к школе и важнейший период формирования личности.

Возраст пяти лет — последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования:

- формируется произвольность психических процессов восприятия, памяти, внимания, мышления и др. — и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением

- изменения в образе - Я;

- отношения со сверстниками переходят на принципиально новый уровень.

Произвольность психических процессов – это умение заставить себя запомнить то, что само не запоминается, и быть внимательным к тому, что совсем не интересно, поскольку перед ребенком поставлена такая задача.

Изменения в образе - «Я». До 5 лет в образе – Я ребенка присутствуют только те качества, которые, по мнению ребенка, у него имеются («Я-реальное» - пол, цвет глаз, волос, что умеет, что любит). После 5 лет появляются представления о том, кем и каким он хотел бы быть – «Я-идеальное» (дошкольник обычно хочет быть похожим на персонажей сказки, фильма, рассказа, на кого-нибудь из знакомых людей). Появление идеального Я, является психологической предпосылкой становления учебной мотивации (ребенка привлекает в учении не выписывание палочек и букв, а желание видеть себя «умным», «умеющим»).

Отношения со сверстниками. Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а именно в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга - указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж, ссылаясь на правила.

Происходит разделение детей на более заметных и популярных, пользующихся симпатией и уважением сверстников, и детей малозаметных, не представляющих на этом фоне интереса для остальных. Мотивами выбора может быть общая положительная оценка, выделение положительных качеств, совместная деятельность, дружеские взаимоотношения. Начиная с этого возраста, сверстник постепенно приобретает по-настоящему серьезное значение для ребенка.Популярность ребенка в группе зависят от успеха, которого он добивается в совместной деятельности с детьми.

Родители (и значимые взрослые) в этот период выступают для ребенка образцом поведения. Благодаря взрослому, ребенок усваивает нравственные законы, учится оценивать свои поступки и поступки окружающих его людей. По мере усвоения норм и правил поведения они становятся теми мерками, которыми пользуется ребенок в оценке других людей. Но приложить эти мерки к себе самому ребенку пока очень трудно. Переживания, захватывающие ребенка и толкающие его на те или иные поступки, заслоняют от него смысл совершенных поступков. Соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь с теми, кто наиболее симпатичен, т.е с друзьями.

 ВСПЛЕСК ИНТЕРЕСА К ПРОТИВОПОЛОЖНОМУ ПОЛУ - КАК УСТРОЕН ПРОТИВОПОЛОЖНЫЙ ПОЛ?

В 5-6 лет у ребёнка формируется система первичной гендерной идентичности (мужское / женское), т.е. дети замечают проявления женских и мужских качеств в поведении окружающих, ориентируются на социально одобряемые образцы (взрослых).

При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки — на такие, как сила, способность заступиться за другого.

При этом, если мальчики обладают ярко выраженными женскими качествами, то они отвергаются сверстниками, девочки же принимают в свою компанию таких мальчиков.

Родителям надо помнить, что в этот возрастной период для детей характерно проявление любопытства в отношении того, как именно устроен противоположный пол. Т.е детей интересуют конкретные физические различия между девочками и мальчиками.

Данный интерес является исключительно ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ и исключительно НОРМАЛЕН для детей данной возрастной группы.

Нужно наоборот задуматься, если ваш ребенок не проявляет никакого интереса к физическим отличиям противоположного пола. Ведь это может быть и следствием дисгармонии в ваших отношениях – почему он не задает вам (самому близкому человеку на свете) «эти» вопросы? Или, быть может, он уже узнал что-то об «этом» со стороны? Тут возникает вопрос, в каком формате была подана информация? И как ее воспринял ребенок?

Взрослым не нужно искать в этом естественном проявлении любопытства у детей нечто, что характерно только для взрослых. Необходимо проявить максимум такта в случаях, когда дети от любопытных вопросов переходят к практическому наблюдению. Неадекватная реакция взрослого в данной ситуации может нанести серьезный вред психике ребенка и помешать формированию гендерной идентичности.

Также дети могут задавать вопросы, связанные с собственным появлением на свет: «А как именно я родился?» или «А как я к тебе попал?» Родителям надо быть готовыми к подобным вопросам (хотя чаще всего мы к ним совершенно не готовы). Ведь нужно найти такие слова, чтобы суметь объяснить всю специфику разности полов  на языке понятном ребенку. Попробуйте вспомнить свое собственное детство. Ведь мы, взрослые, тоже когда-то были детьми, с точно такими же жизненно важными вопросами! Какие слова взрослого были бы вам понятны, и в полной мере удовлетворили бы ваш интерес?

В этом возрасте у детей появляется способность представлять себе и удерживать в сознании цепочку взаимосвязанный событий: ребенок уже может понимать прошлое и будущее, накапливать знания о мире. Ребенок пытается восстановить ретроспективную линию собственной жизни.

В это время появляется вопрос: - откуда я взялся? А также у детей возникает вопрос о том, что значит умереть? (появляется осознаваемый страх смерти).

Взрослым на вопросы о смерти отвечать нужно по возможности честно. Помнить, что отсутствие информации по этой теме порождает у ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность. Ведь у детей этого возраста начинает формироваться сугубо личное отношение к вопросу смерти. И ребенку необходим твердый фундамент в вопросе «Что будет со мной, когда я умру?». Это может быть тот же самый фундамент (или религиозная доктрина), который помогает Вам – взрослому.

 РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ДАННОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ:

 - Обучать детей умению планировать предстоящую деятельность;

 - Быть внимательным к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу;

 - Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их;

 - Помнить, что ваш ребенок охотнее будет откликаться на просьбу о помощи, чем на долженствование и обязанность;

 - Уметь объяснить ему специфику разности полов на его языке, в соответствии с его возрастом;

 - Помогать ребенку (вне зависимости от пола) справляться со страхами, не осуждая его и не призывая «не бояться». Внимательно выслушивать ребенка и сочувствовать ему, разделяя его беспокойства и тревоги.

 

Если Вы замечаете у своего ребенка любые нежелательные проявления в поведении и эмоциональной жизни, Вы можете обратиться за консультацией к педагогу - психологу нашего детского сада Немковой Инге Руслановне по вторникам с 16.00 до 17.30 (или в другое время по предварительной договоренности).