ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ


Очень часто родители ожидают от ребенка того, что не доступно его возрасту, или наоборот, снижают свои требования к нему в области поведения, навыков самообслуживания и общения. Предлагаем Вашему вниманию приблизительные целевые ориентиры для детей 3 – 4 лет (к чему можно стремиться).

Возрастные особенности 3 – 4 летних детей

Три года - это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения.

Основные потребности в этом возрасте - потребность в общении, уважении и признании. Основной и самый важный для ребенка вид деятельности - игра.

Характерны аффективные вспышки по незначительным поводам. Эмоциональный фон неустойчивый.

Эмоциями управлять не может, потому что у него низкий самоконтроль поведения и волевой регуляции.

В норме самооценка завышена – это позволяет ребенку осваивать новые виды деятельности.

Не предвидит последствий поступка и, самое главное, НЕ ПЕРЕЖИВАЕТ по поводу поступка и по поводу последствий.

Чувства непроизвольны - легко вспыхивает, ярко горят, и быстро гаснут.

Внутренний мир ребенка 3-4 лет начинает наполняться противоречиями:

 - стремится к самостоятельности но в тоже время не может справится без взрослого;

 - ребенок любит близких, но он не может не злится из-за ограничения его свободы.

В 3-4 года (а иногда и раньше) ребенок переживает мощный возрастной кризис (см. статью «Кризис 3 лет: НЕТ! Не хочу и не буду!» на нашем сайте).

Математика

На что стоит обратить внимание, целевые ориентиры:

1. Ребенок учиться считать до трех и показывать соответствующее количество пальчиков на руке.

2. Ребенок овладевает понятиями: один - много, большой - маленький, высокий - низкий и т.д.

3. Ребенок знает основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный).

4. Ребенок называет основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

5. Ребенок учится сравнивать предметы по величине, цвету, форме, начинает сравнивать количество предметов.

Развитие мышления, памяти, внимания

Целевые ориентиры:

1. Ребенок складывает разрезанную картинку из 2-4 частей.

2. Ребенок учится находить и объяснять несоответствия на рисунках.

3. Ребенок может найти парные предметы, умеет из группы предметов выбирать нужный.

4. Ребенок пробует находить сходства и различия между предметами.

5. Ребенок старается запомнить 3-4 картинки.

6. Ребенок старается запоминать 3-4 слова, которые взрослый повторил несколько раз.

7. Ребенок может запоминать и повторять движения, которые показал взрослый 1-2 раза.

8. Ребенок не отвлекаясь, в течение 5 минут выполняет задание.

Пособия для занятий и рекомендованные игры для детей 3-4 лет:

1. Карточки или пазлы из серии «Найди пару»;

2. Игры «Найди тень у картинки» или «Угадай Чья Тень»;

3. Игра «Подбери заплатку»;

6. Игра «Добавь недостающий предмет» и др.

Окружающий мир

Целевые ориентиры:

1. Ребенок называет и показывает  домашних (корова, коза, лошадь, кошка, собака и т.д.) и диких (волк, заяц, лиса и т.д.) животных.

2. Ребенок знает названия 3-4 птиц (воробей, ласточка, ворона), 3-4 рыб (кит, сом, акула) и 3-4 насекомых (кузнечик, бабочка, пчела).

3. Ребенок знает названия основных растений: 3-4 деревьев (береза, дуб, яблоня) и 3-4 цветов (ромашка, тюльпан, роза).

4. Ребенок знает, что такое овощи, фрукты, ягоды, грибы.

5. Ребенок имеет представление о материалах, из которых изготовлены окружающие предметы.

6. Ребенок знает части суток - утро, день, вечер, ночь.

7. Ребенок называет явления природы - дождь, снег, ветер.

Пособия для занятий:

1. Карточки/пазлы/картинки/лото/раскраски по темам: «Фрукты, ягоды», «Овощи», «Транспорт», «Мебель», «Части тела человека», «Животные (дикие, домашние, детеныши, что они едят)», «Одежда и обувь», «Времена года», «Насекомые», «Птицы», «Посуда и столовые приборы» и др.

Навыки

Целевые ориентиры:

1.Ребенок умеет самостоятельно одевать вещи (без застежек).

2. Ребенок умеет разрезать ножницами бумагу.

3. Ребенок пользуется карандашами, фломастерами, ручками и т.д. для рисования, рисует кружочки, точки, линии.

4. Ребенок умеет обводить и раскрашивать картинки.

5. Ребенок знает основные правила гигиены.

Материалы для занятий и игры:

1. Трафареты для рисования;

2. Аппликация (из бумаги, пуговиц, природных материалов, блесток, бусинок, песка, бисера и т.д.);

3. Поделки из бросового материала (из коробок от сока, салфеток, спичечных коробков, ватных дисков, одноразовой бумажной посуды и т.д.);

4. Пластилин, глина, тесто для лепки;

5. Цветные карандаши, фломастеры, мелки, краски;

6. Разноцветные прищепки для игр;

7. Прописи для самых маленьких.

Если ваш малыш пока не умеет чего-то, не стоит бить панику! Все дети разные и у каждого свой темп развития. Просто посвятите время занятиям по данным направлениям и вскоре Вы увидите, что Ваш малыш овладел нужными знаниями и навыками. По вопросам организации развивающих занятий дома Вы можете обратиться к педагогу-психологу.

Если Вы замечаете у своего ребенка любые нежелательные проявления в поведении и эмоциональной жизни, Вы можете обратиться за консультацией к педагогу - психологу нашего детского сада Немковой Инге Руслановне по вторникам с 16.00 до 17.30 (или в другое время по предварительной договоренности).