Интеллектуальный старт или как вырастить гения

 

Всем родителям хочется, чтобы их малыш первым выучил буквы и счёт, чтобы на лету запоминал стихи, имел неограниченный словарный запас и учился лучше всех. И чтобы пресловутый IQ, коэффициент интеллекта, был у него как у Эйнштейна! Вопрос в том, как этот самый коэффициент ума измерить, как вообще подтолкнуть ребёнка к такому блестящему интеллектуальному старту и что делать, если он не особо рвётся извлекать квадратные корни в уме и заучивать наизусть "Евгения Онегина", а предпочитает смотреть мультики и возиться с игрушками?

Самое главное, что нужно понимать, развивая ребёнка: каждое ваше усилие в этом направлении окупится с лихвой, но в то же время выдающиеся успехи вашего чада в первые годы жизни не гарантируют, что он и дальше будет опережать сверстников. Даже наоборот, одни детки начинают говорить фразами в полтора года, а другие – в три, кто-то свободно читает в четыре, а кто-то к концу первого класса всё ещё разбирает текст по слогам. Со временем разница нивелируется: приотставшие детки догоняют вырвавшихся вперёд, ведь у каждого свой темп развития, поэтому расстраиваться из-за того, что какие-то вещи не даются вашему ребёнку, не стоит.

Ставка на творчество

Быть вундеркиндом для ребёнка не так здорово и круто, как кажется взрослым. Невозможно опережать сверстников во всём: как правило, малыш совершает прорыв по одному-двум параметрам, а значит, с точки зрения психологов, развивается неравномерно, с перекосом. У одарённых деток умственное (особенно речевое) развитие обычно превалирует над эмоционально-личностным, а в итоге они не оправдывают возлагаемых на них надежд, потому что для реализации выдающегося потенциала нужны не менее выдающиеся личностные качества, воля и упорный характер. Да и потерянные радости детства чересчур умного ребёнка, которого напичкали знаниями, не дав наиграться, располагают не к участи гения, а к нервному срыву.

Детские психологи считают, что каждому человеку отпущен определённый ресурс возможностей. Просто вундеркинды растрачивают его ещё в раннем детстве, становясь впоследствии заурядными учениками и студентами, а исчезновение привычного ореола гениальности у бывшего вундеркинда приводит к тяжёлым психологическим травмам.

Специалисты советуют развивать у ребёнка не интеллект, а креативность – способность оригинально мыслить и принимать неординарные решения. Это драгоценное качество не подлежит девальвации со временем, а напротив, формирует нестандартно мыслящих, а значит, безусловно талантливых личностей.

Чтобы ребёнок вырос таким, поощряйте его самостоятельность и индивидуальность, не навязывайте шаблоны и стереотипы поведения, не заглушайте исследовательское стремление, живущее в каждом малыше. Поменьше вечных родительских "нельзя!", запретов и ограничений: позвольте крохе проявить себя, пусть даже он пытается изобретать велосипед, - не торопите и не мешайте! Приобщайте к творчеству – рисованию, лепке, пению, игре на музыкальных инструментах, разыгрывайте с ребёнком сценки, сочиняйте стихи, сказки. Ведь именно в творческих занятиях, в том числе и в игре, проявляется детская креативность!

 Подальше от экрана

Взрослые вздыхают с облегчением, когда малыши смотрят мультики или развивающие передачи. Однако израильский профессор М.Арансон обнаружил, что многочасовое ежедневное созерцание голубого экрана ухудшает творческие способности детей и их память, ослабляет интеллект, тормозит детское развитие и обедняет воображение.

Лучше уж вывести малыша вечером на прогулку: приток кислорода активизирует мозговую активность, а на ходу уровень интеллекта возрастает, потому что сердце быстрее разгоняет кровь по сосудам. Побуждайте ребёнка описывать впечатления прошедшего дня: о чём думал, что чувствовал, что нового узнал. Это своеобразная зарядка для детского ума помимо всего прочего помогает дошкольнику успокоиться, настроившись на сон. Если он долго не идёт, мозг не успевает восстановиться за ночь, и интеллектуальные способности слабеют.